Атмосфера (кадра, места действия и т. п.)
Этот термин довольно часто встречается при попытке охарактеризовать настроение, состояние героев, эмоциональные характеристики действия. Атмосфера кадра создается из отдельных деталей — из предметов, которые мы можем видеть в кадре, их расположения, фактуры, цвета, освещенности.
Экранная выразительность действия вбирает в себя любые приметы реальности. Например, атмосферу времени (средневековья и т. п.) можно создать при помощи отбора пейзажей и архитектурных памятников для съемки, покроя и цвета костюмов, определенного типа лиц и пластики актеров, музыки и звуков, которые соответствуют нашему представлению о средних веках. Стремлению воссоздать нужную атмосферу подчинены все старания сделать как можно более достоверными любые элементы экранного изображения, будь то грим, декорации, бутафория или уже столь заметные и формирующие стиль вещи, как ритм движения персонажей и камеры.
Отметим, что атмосфера в кадре может создаваться и через условности — набор странных предметов, несочетаемые элементы и т. д. Словом, все, что ваша наблюдательность позволит вам увидеть и услышать в кадре, воссоздает ту трепетную и изменчивую структуру, которую мы и можем назвать атмосферой экранного повествования. Но нелишне будет помнить, что при всей конкретности деталей, составляющих и порождающих атмосферу, в ней всегда остается что-то прихотливо неуловимое — и недосказанность, которая играет огромную роль в искусстве, тоже важная часть атмосферы экранного произведения.
Французского режиссера Жака Беккера однажды спросили: «Почему Вы так тщательны в работе над своим фильмом?» он ответил: «Я не тщателен. Я маниакален». За счет подобного напряжения в работе и рождается то особое ощущение, которым проникнуто подлинное искусство. Любая вещь, которой суждено попасть в поле зрения камеры, сыграет свою крохотную (порой едва заметную или едва ощутимую) роль — и исчезнет, оставив свой след в общей картине, помогая созданию такой неуловимой — и вполне конкретной атмосферы действия в кадре.